М.В.ЛОМОНОСОВ АТЫНДАҒЫ МӘСКЕУ МЕМЛЕКЕТТІК УНИВЕРСИТЕТІНІҢ ҚАЗАҚСТАН ФИЛИАЛЫ

Жалпы ақпарат
08.10.2019

Уроки мудрых строк // Казахстанская правда, 08.10.2019


kp.png

8.10.2019


Наталья Гапонова


Уроки мудрых строк


На заседании «круглого стола» «Абай и мировая культура» выступали известные отечественные ученые, а слушали их студенты – молодые читатели, открывающие для себя мир гениального казахского поэта и философа.



177499-preview-image.jpg


Мероприятия, посвященные Абаю, неизменно отличает особая атмосфера. Собственно, и привычный канцеляризм «мероприятие» употреблять не хочется. Каждый раз – это новая встреча с Абаем, чье имя знакомо с детства. Но его мудрые строки каждый раз способны дарить радость открытия, побуждать задуматься о законах жизни, о сущности человека, совершенстве мироздания – о высоком и вечном, на которое, как сетуем мы, у современного человека нет времени. Инициатором этой встречи в Национальной академической библиотеке выс­тупили кафедра филологии и кафедра социально-гуманитарных дисциплин Казахстанского филиала МГУ имени М.В.Ломоносова.


– Абая надо читать беспрерывно. Я его читаю всю жизнь и каждый раз нахожу что-то новое, – начал свое выступление академик, доктор философских наук Жабайхан Абдильдин. – Мы часто людей талантливых называем гениальными, легко используя это определение. Но чем же на самом деле отличается гений от других выдающихся личностей? Надо помнить, что гений – это уникальное явление, человек, который создает новое направление развития, в частности и культуры, становится образцом, за ним следуют другие. Гениями были Сократ, Шекспир, Гете, Пушкин… Гений казахского народа – Абай. Вся казахская культура связана с Абаем. А в центре внимания литературного творчества и философии Абая всегда стоит человек.


Ученый раскрыл сущность философии гуманизма Абая.


– Его творчество коренным образом отличается от всего, что было создано до него в казахской культуре, – отметил Жабайхан Мубаракович. – Великий казахский философ обосновал новое мышление, новое мировоззрение, доказал необходимость нового принципа жизни, бытия и новых идеалов, особое внимание обратив на такие фундаментальные понятия, как просвещение, развитие, прогресс… Абай потому смог совершить прорыв в развитии казахской духовной культуры, что он выступал синтетической фигурой, объединившей в своей цельной личности три великие начала: казахскую, восточную и русскую духовную мысль. И не просто соединил эти три начала – он, опираясь на духовные ценности всего человечества, соз­дал свою оригинальную поэзию, философию, по-новому осмыслил проблему человека, многие этические ценности.


В частности, Абай не только разработал свою концепцию человека, но и сформулировал пути и средства, способствующие формированию истинной личности, которой должны быть присущи милосердие, целеустремленность, творческое мышление, трудолюбие…


– Абай сказал свое новое слово в понимании прекрасного, в трактовке поэзии, художественного творчества, музыки, в решении проблемы отношения человека к религии. Казахский философ убежден, что истинная вера и принципы человечности совпадают друг с другом. Таким образом, Абай как великий гуманист признавал и отстаивал свободу человека, свободу его выбора, воли.


О философском наследии Абая и его значении в наши дни говорила доктор философских наук Раушан Абдильдина:


– Талант работает в одном нап­равлении, в одной парадигме, в одном шаблоне. Великие мыслители потому и великие, что их мысли, предложенные пути решения проблемных ситуаций остаются актуальными и востребованными спустя десятилетия и века. Глубина видения и прозрения Абая сегодня поражают нас. Новизна его подхода к проблеме развития духовного сознания казахского народа состоит в том, что философ увидел в просвещении, науке идею, способную, как локомотив, вывести казахский народ на путь прогресса. Абай был убежден, что только приобщение к современной науке и просвещению является условием изменения казахского общества, каждого казаха, его сознания, мышления, ценностей. Казахская просветительская мысль, как в свое время европейское просвещение, разоб­лачая старые, закостеневшие взгляды на мир, место человека в традиционном обществе, пропагандировала появление нового человека – активного, просвещенного, соответствующего новым общественным отношениям. В образе казахского народа, традиционного казаха Абай критиковал все то, что он не принимал в человеке вообще, все то, что не совпадало с его пониманием высокого назначения человека, его сущности как высшего творения, созданного Богом с любовью по своему образу и подобию.


Не менее интересны были и темы других докладов. Так, доктор педагогических наук Несибели Курман рассказала об Абае как основоположнике литературного казахского языка, доктор филологических наук Татьяна Кривощапова размышляла на тему «Абай и Пушкин», доктор филологических наук Галина Власова проанализировала календарный цикл Абая «Времена года». Два стихотворения – «Осень» и «Зима» – прозвучали в прекрасном исполнении учеников столичных школ.


Несмотря на серьезность поднятых тем, студенты и магистранты живо и эмоционально откликались на выступления докладчиков, сами читали стихотворения поэта. Возможно, кто-то выбрал тему для будущего самостоятельного исследования. Также было объявлено об открытии в КФ МГУ литературного клуба «Абай тағылымы».

 

[Источник]



Анонс каз: 
Подробно каз: 

© М.В.Ломоносов атындағы Мәскеу мемлекеттік университетінің Қазақстан филиалы. Барлық құқық қорғалған.