Казахстанский филиал Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Новости

27.10.2010


27 октября 2010 г. на кафедре филологии прошел научный семинар, докладчиком на котором была Заслуженный профессор МГУ имени М.В.Ломоносова, д.ф.н. Наталья Александровна Соловьева. 

В Казахстанском филиале МГУ Н.А.Соловьева постоянно работает с 2004 года, читая филологам второго и третьего курсов лекции по истории зарубежной литературы 19 века. Она является лауреатом премии за совместный с Институтом славяноведения, Словацкой Академией наук и МГУ труд по сравнительному изучению литератур, обладателем гранта за учебник для гимназий. Сфера научных интересов Н.А.Соловьевой достаточно широка: английская литература XVIII-XX вв., западноевропейский романтизм, современный театр. Она на протяжении многих лет заместитель главного редактора по литературоведению журнала «Вестник МГУ. Серия «Филология» и член комиссии Национальной ассоциации англистов (AТЕЛ RAES). Президент Байроновского общества России. В МГУ она читает общие лекционные курсы по истории зарубежной литературы эпохи Возрождения и барокко, истории зарубежной литературы XVII-XVIII вв., читает спецкурс: «Проблемы исторической поэтики французского романа», ведет спецсеминар: «Французский романтизм».

Ее выступление на научном семинаре «Русская точка зрения в английском контексте» непосредственно связано с ее научными интересами, в том числе с проблемой биографии творческого сознания. Исходя из положения о том, что русская литература является частью мировой, Н.А.Соловьева констатирует, что даже у англичан есть текстологические заимствования из русских текстов, особенно у Д.Голсуорси и В.Вулф. Ссылаясь на «Антропологию» Канта, в которой национальные типы классифицированы по предосудительным признакам, докладчик в качестве литературного материала обращается к роману Виржинии Вулф «Орландо», героиней которого является говорящая по-французски и странно одетая русская девушка.

Однако основным жанром, в котором реализуется интерпретация русской точки зрения, докладчик называет биографии творческого сознания, одним из лучших писателей, работающих в этом жанре, является Питер Акройд, один из самых знаменитых современных британских прозаиков - автор романов «Дом доктора Ди», «Лондонские сочинители», биографических книг о Чаттертоне, Диккенсе, Уайльде, Элиоте, Блейке, Море, а также биографий города Лондона и реки Темзы. Именно П. Акройд, по мнению Н.А.Соловьевой, мастерски соединяет различные типы сознания, создавая оппозицию «свой»/«чужой».

В финале своих интересных рассуждений Наталья Александровна отметила, что современная массовая культура – продукт глобализации – душит индивидуальность творческой личности и называет наше время эпохой упрощения. Этот тезис вызвал многочисленные вопросы присутствующих на научном семинаре преподавателей и студентов.

Текст: Т.В. Кривощапова

Фото: А. Максименко, Ф-21 (Фотогалерея)

Возврат к списку




© Казахстанский филиал Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Все права защищены.