Программа вступительного экзамена по предмету «Филология»
для поступающих на основную образовательную программу магистратуры по направлению «Филология»
I. Содержательная часть
Программа вступительного испытания по предмету «Филология» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования – бакалавриата по направлению подготовки «Филология».
В соответствии с содержанием ООП, установленным в стандарте, в программу вступительного испытания входят следующие разделы.
1. Общее языкознание
Язык, речь и речевая деятельность; язык как знаковая система; система языка и единицы языка.
Лексика и семантика; фразеология; фонетика; грамматика, словообразование. Язык как динамическая система; взаимодействие языков; социолингвистика и психолингвистика; прикладные аспекты языкознания.
Происхождение языка и его функционирование в различные исторические эпохи; письменность, графические системы.
Методы и приемы изучения и описания языков; история лингвистических учений.
2.Литературоведение
Место литературоведения в структуре гуманитарного знания; соотношение теории и истории литературы; роль литературной критики; эстетические категории и система основных понятий науки о литературе; методы и приемы анализа литературного произведения; литературный процесс; взаимодействие литератур. Основные этапы развития теоретико-литературной мысли. История литературы и фольклора в контексте истории культуры.
3. Русский язык и культура речи
Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.
Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.
Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.
Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.
Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
4. Современный русский язык
Социологическая, историческая, сравнительно-сопоставительная и типологическая характеристика языка; язык в его литературной форме и диалектном разнообразии; устная и письменная разновидности литературного языка. Язык художественной литературы.
Происхождение и основные этапы развития языка; современные языковые процессы.
Письменность, ее становление и современное функционирование; графика, орфография и пунктуация.
Языковой строй. Фонологическая система. Лексикология. Фразеология.
Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Лексикография.
Теория текста.
В соответствии с изложенными в Государственном стандарте требованиями к уровню подготовки бакалавра по направлению направлению 032700.62 — «Филология», поступающие в магистратуру должны продемонстрировать следующие знания, умения и навыки:
а) знание основ теории и истории языкознания / литературоведения;
б) владение понятийно-терминологическим аппаратом современного языкознания / литературоведения;
в) понимание теоретических проблем, относящихся к отдельным областям языкознания / литературоведения:
г) умение ориентироваться в основных этапах развития языкознания/литературоведения и дискуссионных вопросах современного языкознания/литературоведения;
г) способность последовательно и аргументировано излагать содержание теоретического материала;
д) знание современных методов филологического анализа;
е) достаточный уровень самостоятельного творческого мышления при интерпретации филологических проблем;
ж) владение иностранным языком на уровне, установленном в стандарте.
II. Организационно-методический раздел
Вступительные испытания проводятся в письменной форме и включают два предмета.
1. Спецпредмет «Филология» - научное сочинение, представляющее собой развернутое изложение одной из четырех предлагаемых тем (на выбор абитуриента). В этой части абитуриент должен изложить свое понимание теоретических и практических вопросов лингвистики и литературоведения в соответствии с содержательной частью данной программы вступительного испытания. Ответ дается на русском языке.
2. Иностранный язык - характеристика научных интересов абитуриента. Абитуриент должен описать свои научные интересы в области лингвистики и литературоведения, обуславливающие его желание обучаться в магистратуре. Ответ дается на иностранном для абитуриента языке.
Список рекомендованной литературы
1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. – М., 2005.
2. Аникин В.П. Устное народное творчество: Учебник. – М., 2011.
3. Аракин В.Д. Практический курс английского языка. – М., 2005.
4. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка (на англ. яз.). Изд. 2-е – М., 2012.
5. Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. – СПб., 1998.
6. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. – СПб., 2004.
7. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – М., 2005.
8. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Проспект, 2008.
9. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М., 2010.
10. Голубков М. М. История русской литературной критики XX века (1920-1990-е годы). – М., 2008.
11. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб.пособие. – М., 2017.
12. История русской литературы ХХ века: проза 1920-1940-х гг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / С. И. Кормилов [и др.]; под редакцией С. И. Кормилова. – М: 2019.
13. Клобуков Е.В. Морфемика. Словообразование. Морфология // Современный русский литературный язык: Новое издание / Под ред. П.А.Леканта. – М., 2009.
15. Плунгян В.А. Общая морфология: Введение в проблематику. Изд. 3. – М., 2009.
16. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. – М., 2005.
17. Кочергина В.А. Введение в языкознание. Фонетика – фонология. Грамматика. Изд 4-е, испр. – М., 2012.
18. Лейдерман Н. и Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: В 2т. – М., 2003.
19. Либан Н.И. Лекции по истории русской литературы: от Древней Руси до первой трети XIX века. – М., 2005.
20. Лингвистический энциклопедический словарь. – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tapemark.narod.ru/les/ (статьи: Звуки речи, Знак языковой, Коммуникация, Модель в языкознании, Речь, Система языковая, Слог. Язык).
21. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – СПб., 2005.
22. Нефагина Г.Л. Русская проза конца ХХ века : учеб. пособие. 2-е изд. – М. : Флинта : Наука, 2005.
21. Плунгян В.А. Общая морфология. Введение в проблематику. – М., 2003.
22. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 2004.
23. Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю. Н. Караулова. 2-е изд. – М., 1997.
24. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. – М., 2008.
25. Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. Изд. 3-е. – М., 2002.
26. Современный русский язык. В 3-х т. [Текст] : учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016.
27. Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2015.
28. Теория литературы. Хализев В.Е. 4-е изд., испр. и доп. М.: 2004.
29. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. – М., 2005.
30. Широков О.С. Языковедение: введение в науку о языках. – М., 2003.
Назад в раздел