Часть 1 – физическая география

Темы и краткое содержание

Объект, предмет географии. Функции географии в современном обществе.


Система географических наук. Определение географии. География в системе наук о Земле и ее роль в жизни общества. Объект географии - географическая оболочка, её границы. Понятия природного территориального комплекса, геосистемы, природных ресурсов, территориального социально-экономического комплекса. Предмет географической науки. Система географических наук. Проблема единства географии.


Основные этапы развития географии. Понятие «географическое открытие». Географические познания первобытных народов. Географические сведения древних культурных народов. Географические и картографические достижения китайцев. География в античное время – периода рабовладельческого строя. Роль Александра Македонского, Эратосфена, Аристотеля, Страбона в развитии географии.

География в Средневековье. Бируни, Идриси, Ибн Батута. Марко Поло и Афанасий Никитин. Эпоха Великих географических открытий. Х. Колумб. Васко да Гама. Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана. Карта Леонардо да Винчи. Карта Меркатора.

География в России и Западной Европе в ХVII-ХIХ вв. Русские землепроходцы. С.И. Дежнёв. В.Д. Поярков. Роль М.В. Ломоносова в развитии географии. И. Кант, А. Гумбольдт, К. Риттер. Первое русское кругосветное путешествие И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Открытие Антарктиды. Возникновение и становление отечественных географических школ. Образование Русского географического общества. Географическая школа Московского университета Д.Н. Анучина. Основные направления развития географии в советский период. История географического изучения Казахстана. Становление университетского географического образования в СССР и в Казахстане. Современная зарубежная география.


Земля как планета. Гипотезы происхождения Земли. Основные характеристики Земли. Орбитальное движение вокруг Солнца. Суточное вращение вокруг полярной оси, наклонной к плоскости эклиптики. Геофизические следствия этих параметров. Геофизические факторы формирования географической оболочки. Магнитное и гравитационное поля Земли. Солнце. Колебания солнечной активности. Закон квантитативной компенсации в функциях биосферы (географической оболочки) А.Л. Чижевского и его географическая сущность.


Этапы и механизмы развития географической оболочки. Возраст Земли. Этапы развития географической оболочки: догеологический, добиогенный, биогенный, антропогенный. Основные механизмы (планетарные процессы) формирования географической оболочки: вулкнизм с излиянием базальтовой магмы и её дегазация; направленная эволюция земной коры; спрединг – процесс наращивания и раздвижения океанической коры; географический цикл В.М. Дэвиса; фотолиз; развитие гидросферы; эволюция растительного и животного мира, эволюционная теория Ч. Дарвина; фотосинтез; хозяйственная деятельность человека. Гипсометрическая кривая как отражение эволюции географической оболочки. Целостность и единство географической оболочки. Большой геологический и малый географический круговорот вещества.


Оболочечное строение Земли. Основные параметры и свойства литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы, педосферы, хионосфера, криосфера. Техносфера и социосфера. Ландшафтная оболочка (сфера ) Земли – её географический фокус.

Основные закономерности пространственной дифференциации географической оболочки. Основные факторы физико-географической (ландшафтной) дифференциации на глобальном и региональном уровнях. Географические пояса, физико-географическая и ландшафтная зональность. Периодический закон географической зональности А.А. Григорьева - М.И. Будыко и его геофизическая сущность. Высотная поясность и ее причины. Физико-географическая секторность.

Мировой океан как часть географической оболочки. Океаносфера. Водные массы океана и их основные характеристики: соленость, температура, плотность, содержание кислорода, биопродукция. Подразделения Океана и границы океанов. Основные черты рельефа океана. Океан – аккумулятор солнеченой энергии. Центры действия атмосферы и их роль в единстве функционирования географической оболочки. Основные черты планетарного тепло- и влагообмена. Проявление широтной зональности в Мировом океане. Зоны жизни. Значение ресурсов Океана для человечества.


Методология географии. Принцип всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности. Специфика научного объяснения в географии. Сквозные методы и направления в географии (по К.К. Маркову): сравнительно-описательное, картографическое, геофизическое, геохимическое, палеогеографическое (эволюционно-прогнозное), геоинформационно-математическое.


Человек и окружающая его природная среда. Понятие В.И. Вернадского о ноосфере. Позитивные и негативные изменения природной среды человеком Конструктивное и адаптивное природопользование. Проблемы геоэкологии. Земельные ресурсы мира. Проблемы комплексных мелиораций. Водные ресурсы планеты. Загрязнение атмосферы. Глобальные изменения климата в связи с антропогенным факторов. Проблема повышения уровня Мирового океана. Проблема сохранения био- и ландшафтного разнообразия. Устойчивое (сбалансированное) развитие. Проблема управления природными процессами. Мероприятия по оптимизации природной среды. Роль мониторинга, экологического проектирования и экспертизы, биосферных заповедников в решении геоэкологических проблем.


Структура географии как общественного явления. География как фундаментальная наука. География и практика. Географические учреждения. Академическая география. Русское географическое общество. Научные и популярные географические журналы. Система географического и геоэкологического образования. Проектные и производственные организации географической и геоэкологической ориентации. Международные географические и экологические организации. Международные географические конгрессы.


Часть 2 – экономическая, социальная и политическая география

Требования к уровню освоения содержания курса определяются квалификационными характеристиками специалистов с высшим университетским географическим образованием и должны включать:

-общие представления о предмете, структуре, основных понятиях и методах экономической, социальной и политической географии;

-общие представления об основных методах экономико-географического анализа;

-знания о территориальной дифференциации природно-ресурсных, хозяйственных, социальных, экономических и политических явлений и процессов;

-региональный аспект глобальных проблем современности (экономико-географический аспект).


1.Разделы курса

Введение.

I. Теоретическая часть.

  1. Объект и предмет исследования.
  2. Методологические и методические основы экономической, социальной и политической географии.
  3. Методы экономико-географических исследований

4. Основные этапы формирования и развития экономической и социальной географии. Основные школы экономической и социальной географии.

5. Основные понятия и концепции отечественной районной школы экономической и социальной географии.


II. Глобальные проблемы современности и задачи социально-экономической географии.

  1. Понятие глобальной проблемы.
  2. Проблемы мира и безопасности народов.
  3. Демографическая проблема.
  4. Глобальная продовольственная проблема.
  5. Перспективы использования пресных вод.
  6. Вопросы экономической географии Мирового океана.
  7. Концепция перехода к устойчивому развитию.


2. Темы и краткое содержание

Введение.

I. Теоретическая часть.

Объект и предмет исследования. Современная многокомпонентная система географических наук и место в ней экономической и социальной географии как центральной, консолидирующей общественно-географической науки: сущность, функции, взаимосвязь с другими географическими и неогеографическими науками. Конструктивное и мировоззренческое значение экономической, социальной и политической географии.

Экономическая география в широком и узком смысле слова: определение, объект и предмет исследования, структура. Соотношение ее экономической, социальной и политической составляющих. Экономическая география и экономика, социальная география и социальная наука, политическая география и геополитика: их соотношение и взаимосвязь. Важнейшие тенденции в развитии ЭСГ: процессы экономизации, социологизации, гуманизации науки; интеграционные процессы.

Методологические и методические основы экономической, социальной и политической географии. Общественно-исторический процесс и основные типы социально-экономико-географических процессов. Диалектическое единство системы «природа-хозяйство», взаимосвязь ее компонентов. Особенности взаимодействия населения и хозяйства, природы и хозяйства. Процесс природопользования. Понятие о ноосфере (экономико-географический аспект). Смена географических парадигм и их отражение в экономической и социальной географии. Географический детерминизм, районная парадигма, неопозитивистская (научная), бихевиористская, радикальная и гуманистическая парадигмы в географии.

Методы экономико-географических исследований, их специфика и значение для экономико-географических исследований: общенаучные и общегеографические методы экономико-географического анализа; системный подход. Историко-эволюционный метод и его значение; сравнительно-описательный, статистический, балансовый, картографический и метод экспедиционных исследований, математического моделирования, конструктивный (сравнение вариантов), дистанционный (аэрокосмический). Вопросы сбора, обработки и хранения экономико-географической информации. Геоинформационные системы и их использование в экономико-географических исследованиях. Собственные (специальные) методы экономико-географических исследований.

Основные этапы формирования и развития экономической и социальной географии. Основные школы экономической и социальной географии. Зарождение экономико-географических идей. Немецкая школа камеральной статистики и французская школа коммерческой географии. Формирование новой экономической географии в первой половине XIX в. Основные направления развития экономико-географических идей во второй половине XIX - начале XX вв. Французская школа географии человека. Антропогеография и ее основные представители. Хорологическое направление. Пространственное моделирование территориальных социально-экономических систем (И. Тюнен, А. Вебер, В. Кристаллер и др.). Развитие экономико-географических представлений в России: М.В. Ломоносов и В.Н. Татищев как экономико-географы. Идеографическое и номографическое направления в отечественной экономической географии. П.П. Семёнов-Тян-Шанский и В.П. Семёнов-Тян-Шанский и их вклад в экономическую и социальную географию. Отраслево-статистическая школа В.Э. Дена. Становление советской районной школы экономической и социальной географии. Н.Н. Баранский, Н.Н. Колосовский и И.А. Витвер. Развитие советской районной школы экономической географии во второй половине ХХ века. Ю.Г. Саушкин и его вклад в экономическую и социальную географию. Пространственный анализ в экономической и социальной географии. Социальная география и ее основные ветви (география поведения, география образа жизни и д.).

Основные понятия и концепции отечественной районной школы экономической и социальной географии. Категории «территория» и «территориальная общность». Естественные и общественные свойства и отношения территории. Топологические свойства и отношения территории. Функция места. Емкость территории. «Город плюс дорожная сеть» (Н. Н. Баранский) – каркас, остов, формирующий территорию. Понятие территориальной общности (ТОО). Виды территориальных общностей. Их элементы и взаимосвязи. Категории территориальной организации общества (ТОО). ТОО как процесс развития и функционирования общества во времени и в пространстве. Геопространственные системы производства и расселения, их взаимосвязь. Функция управления в ТОО. Основы теории экономико-географического положения (ЭГП). Важнейшие компоненты ЭГП, основные подходы к оценке роли ЭГП в развитии городов.

Территориальное (географическое) разделение труда и интеграция труда – важнейшая категория экономической и социальной географии. Виды ТРТ. Развитие ТРТ в условиях научно-технической революции. Формы территориальной организации общества и роль ТРТ в их образовании и развитии. Районное направление в экономической и социальной географии. Район и регион, соотношение понятий. Основные районообразующие факторы. Понятие экономико-географического района. Отраслевое и интегральное экономико-географическое районирование. Региональный анализ, региональная политика. Понятие, концепция и метод энерго-производственных циклов. Понятие и концепция ТПК. Н.Н. Колосовский о ТПК.


II. Глобальные проблемы современности и задачи социально-экономической географии.

Понятие глобальной проблемы. Типы и виды глобальных проблем. «Римский клуб». Пределы роста.

Проблемы мира и безопасности народов. Объективная необходимость гуманизации международных отношений. Геополитика; новое политическое мышление. Формирование политической географии.

Демографическая проблема. Демографическая ситуация в мире и критерии ее анализа. Основные черты и факторы размещения населения мира. Понятие о демографическом переходе и его стадиях. Демографический взрыв. Пороговые ситуации. Мальтузианство и неомальтузианство. Сценарии роста численности населения мира.

Мировая урбанизация: процессы и тенденции. Региональные особенности урбанизационных процессов. Городской образ жизни. Экология города.

Глобальная продовольственная проблема. Землепользование и региональные различия по континентам. Дефицит продовольствия в отдельных регионах мира. Особенности интенсификации сельскохозяйственного производства и экологические проблемы. Понятие о биотехнологии.

Понятие о природных условиях и ресурсах территории. Проблема обеспечения человечества сырьем и энергией. Источники загрязнения среды. Структура современного мирового топливно-энергетического баланса. Глобальная энергетическая стратегия.

Современные перспективы использования пресных вод. Опреснение морской воды. Понятие о пределах сбалансированного потребления.

Вопросы экономической географии Мирового океана. Понятие об аква- и марикультуре. Понятие о структуре мирового хозяйства. Технология и рынок в реальном мире. Расширение пределов роста с помощью технологий. Концепция перехода к устойчивому развитию.

Теоретические и прикладные задачи экономической и социальной географии. Комплексность подходов. Единство глобальных и региональных проблем.


Перечень контрольных вопросов и заданий

1. Изучение географической номенклатуры по материкам и океанам.

2. Построение комплексного физико-географического профиля по меридиану с составлением пояснительной записки.

3. Подготовка докладов для семинарских занятий по теме «История развития географической науки».

4. Подготовка докладов для семинарского занятия по теме «Основные этапы и механизмы эволюции географической оболочки».

5. Подготовка докладов к семинарскому занятию «Оболочечное строение Земли».

6. Подготовка докладов для семинарского занятия по теме «Факторы физико-географической дифференциации, Широтная физико-географическая зональность.

7. Периодический закон географической зональности. Высотная поясность ландшафтов».

8. Подготовка к семинарскому занятию «Методы географических исследований».

9. Подготовка докладов для семинарского занятия «Ноосфера. Современные геоэкологические проблемы».

10. Земельные ресурсы мира. Особенности использования, оценки и управления земельными ресурсами. Классификация видов использования земель. Земельный фонд мира и региональные различия его использования. Особенности использования земель основных природных зон России и СНГ. Основные центры происхождения культурных растений. Особенности приватизации земель в СНГ и других странах мира. Общая схема управления земельными ресурсами в России. Платность землепользования и дифференциация стоимости отдельных категорий земель в России. Интенсификация сельскохозяйственного производства и агроэкологические проблемы.

11. География населения. Динамика численности населения. Естественное движение населения. Миграция населения. Возрастной состав населения.

12. Геоурбанизационные процессы в современном мире. Мировая урбанизация: процессы и тенденции. Стадии урбанизации. Субурбанизация и деконцентрация городского населения в развитых странах мира. Особенности урбанизационных процессов в России и Ближнем Зарубежье. ЭГП – ключевая проблема географии городов. Территориальная структура городов. Функции городов. Городские агломерации: сущность, проблемы, тенденции развития. Формирование и развитие мегалополисов – крупнейший формы городского расселения. Экология города.

13. Районный подход в экономической и социальной географии и его использование в решении задач региональной политики. Районная парадигма в географии и её проявление в экономической и социальной географии: понятия научной парадигмы и научной школы; смена парадигм в географии и её отражение в хорологии, антропогеографии, французской школе географии человека; районное направление в советской школе экономической географии. Географический район как основное понятие и первичная территориальная ячейка в географии: значение категории района в географии. Район как критерий географичности исследований и атрибут географического мышления. Понятие географического района в широком и узком смысле слова.

14. Основные виды районов. Ареалы, зоны и собственно районы. Однородные и узловые районы. Индивидуальные и типологические районы.

15. Район и регион: соотношение понятий и подходов к их выделению. Районный и региональный анализ: общие черты и различия.

16. Место географического районирования в системе научного обеспечения регионального анализа и региональной политики: понятие региональной политики и ее место в системе взаимоотношений Центр-Регионы.

17. Значение региональной политики в современных и перспективных условиях социально-экономического развития.

18. Структура региональной политики (субъекты РП, направления РП: налоговая политика, бюджетная политика, ценовая политика, инвестиционная политика, институциональная политика, социальная политика; типы экономической политики в отношении регионов (федеральный уровень, региональный уровень.

19. Географические районы как территориальная основа проведения целевой региональной политики. Проблема статуса экономического района.

20. Социальные районы и социальная региональная политика.

21. ЭГП – историческое понятие

22. Основные этапы формирования и развития экономической и социальной географии.

23. Изменение структуры землепользования и глобальная продовольственная проблема.

24. Особенности процессов субурбанизации в разных типах стран

25. История российской урбанизации

26. Экологические проблемы крупнейших городов России и мира

27. Проблема статуса экономического района.

28. Социальные районы и социальная региональная политика.

29. Система расселения и ее трансформация (на примере страны по выбору студента)

30. Основные школы экономической и социальной географии

31. Водная проблема в регионах мира

32. История районирования в России

33. Особенности современной региональной политики в России

 


Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Определение географии как науки. Объект и предмет географии.
2. Система географических наук. О единстве географии.
3. Функции географии в современном мире.
4. Понятие географической оболочки, ее границы.
5. Основные этапы развития географии. Географические открытия.
6. География в античное время. Эратосфен, Аристотель, Страбон.
7. География в эпоху Средневековья и Великих географических открытий.
8. Развитие географических исследований в России в ХУП-ХУШ вв. Роль М.В. Ломоносова в географии.
9. География в Западной Европе в ХУШ-ХIХ вв. Д. Кук, Э. Кант, А. Гумбольдт.
10. География в России ХIХ – начале ХХ вв. Первое русское кругосветное путешествие М.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.
11. Научные географические школы.
12. Научная школа Д.Н. Анучина в МГУ.
13. Роль В.В. Докучаева в становлении географии.
14. Русское географическое общество и его роль в развитии географии.
15. Основные черты развития географии в советский период.
16. История географического изучения Казахстана.
17. Зарубежная география ХХ века.
18. Земля в Солнечной системе. Основные характеристики Земли как планеты. Магнитное поле Земли и магнитосфера.
19. Закон квантитативной компенсации в функциях биосферы А.Л. Чижевского.
20. Основные этапы развития географической оболочки. Закономерности эволюции земной коры.
21. Большой геологический круговорот вещества.
22. Малый географический круговорот вещества.
23. Закономерности эволюции органического мира. Эволюционная теория Ч. Дарвина.
24. Оболочечное строение Земли.
25. Биосфера.
26. Периодический закон географической зональности. Радиационный индекс сухости как показатель зональности.
27. Высотная поясность и её типы. Высотная поясность Джунгарского Алатау.
28. Мировой океана и его подразделения. Свойства водных масс.
29. Планетарный тепло- и влагообмен.
30. Геоморфологическое и биологическое подразделения океана.
31. Сравнительный географический метод. Географическое описание.
32. Картографический метод (направление).
33. Геофизический метод (направление).
34. Геохимический метод (направление).
35. Планетарный эффект фотосинтеза.
36. Палеогеографическое (эволюционно-прогнозное) направление.
37. Антропогенный этап развития географической оболочки.
38. Понятие ноосферы В.И. Вернадского.
39. Экологическое проектирование и экспертиза. Геоэкологический мониторинг.
40. Географические учреждения. Университетская география. Географические журналы.
41. При экономической оценке земель для жилищного строительства применяют (укажите правильный подход):
а) затратный подход, учитывающий суммарные издержки на создание транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры;
б) архитектурно-планировочный подход, учитывающий качество и этажность застройки;
в) социальный подход, учитывающий уровень жизни, гомогенность и трудозанятость населения;
г) экологический фактор, учитывающий характер загрязнения отдельных территорий;
д) рентный фактор, учитывающий качество и естественное плодородие земель.
42. Среди разновидностей форм собственности на земельные участки и объекты недвижимости в Российской Федерации выделяют следующие: (указать недостающее)
     а) федеральная; б) частная: в) коллективно-долевая; г) собственность субъектов РФ; д) коллективно-совместная; е) _____________________________
43. Укажите какие две категории земель составляют основу формирующего в России рынка земельных участков: 1. природоохранные земли, 2. лесные земли, 3.сельскохозяйственные земли, 4. селитебные земли, 5. земли промышленности, 6. земли транспорта.
44. Выберите единственный экономический район, численность населения которого росла и 1980-е, и в 1990-е годы:
            1. Центрально-Черноземный          2. Северный Кавказ 3. Северный
            4. Дальний Восток   5. Северо-Западный
45. Какой регион имеет низкую плотность населения и низкий общий коэффициент смертности:
            1. Краснодарский край        2.Пермская обл.        3.Псковская обл.
4. Ивановская обл.                          6.Дагестан
46. В каких странах преобладает мужское население: страны Ислама/страны Христианства
47. Какой тип воспроизводства населения характеризуется высокой рождаемостью, более низкой смертностью и не высокой продолжительностью жизни?
1. рациональный тип; 2. традиционный; 3. архетип
48. Половозрастная пирамида Эквадора имеет форму:

  1. урны; 2. колокола; 3. треугольника

49. Выделение экологии города в отдельную дисциплину обусловлено тем, что:
а) большая часть населения проживает в городах и следовательно подвергаются воздействия на протяжении всей жизни;
б) непосредственным следствием роста экологической напряженности является рост заболеваемости населения;
в) рост городов в последнее десятилетие;
г) наличие на территории городов всех известных источников загрязнения;
50.Экономическая и социальная география вносит свой, особый вклад в исследование экологических проблем поскольку:
а) исследует территориальную дифференциацию источников антропогенного воздействия;
б) исследует устойчивость среды по отношению к этим воздействиям;
в) располагает методическим аппаратом для оценки уровней антропогенного воздействия;
г) располагает методически аппаратом для характеристики населения как реципиента антропогенного воздействия.
Исключите лишнее.
51. По данным ВОЗ, состояние здоровья населения в разных странах зависит:
а) на 30-40% от экономической обеспеченности образа жизни; на 30-50% от состояния окружающей среды и на 20-30% - от состояния медицинского обслуживания;
б) на 20-30% от экономической обеспеченности образа жизни; на 30-40% от состояния окружающей среды и на 30-50% - от состояния медицинского обслуживания;
в) на 50-60% от экономической обеспеченности образа жизни; на 18-20% от состояния окружающей среды и на 20-30% - от состояния медицинского обслуживания;
Найдите верное соотношение.
52. Какие школы в экономической и социальной географии можно отнести к классической районной парадигме (подчеркните правильные ответы)?
-отраслево-статистическая школа
-советская школа экономической географии
-французская школа географии человека
-хорологическая школа
-школа пространственного анализа
-школа поведенческой географии
-школа радикальной географии
-все выше перечисленные школы
53. Понятие экономического района в советской школе экономической географии основывается на работах (подчеркните правильный ответ):
1. П.П. Семенова-Тян-Шанского; 2. Н.Н. Колосовского; 3. С.В. Бернштейн-Когана;
4. Л.Д. Синицкого; 5. В.Э. Дэна
54. Региональный анализ применяется в рамках классификации наук И. Канта в (подчеркните правильный ответ):
1. систематических науках; 2. хорологических науках; 3. хронологических науках; 4. во всех выше перечисленных науках
55. Региональная политика направлена на оптимизацию отношений (подчеркните правильный ответ):
1. Регионы-Центр; 2. Центр-Регионы; 3 Регионы-Регионы; 4. Центр-Страна
-всех выше перечисленных отношенеий
56. Учение о ноосфере сформировано в России: В.И. Вернадским, Л.Н. Гумилевым, Л.Н. Толстым, П. Тейяром де Шарденом и Э. Леруа (Подчеркните правильный вариант).
57. Коэволюция - это 1) совместное гармоничное развитие природы и общества и это есть суть теории ноосферы; 2) это этап развития ноосферы; 3) это этап развития цивилизации, когда отдается предпочтение нуждам общества в использовании природных ресурсов, а проблемы воздействия на окружающую среду не могут быть решены из-за недостатка средств; 4) это этап развития общества, когда достигнут баланс между рождаемостью и смертностью (Вычеркните неверное).
58. Демографическая политика - это система различных мер, предпринимаемых тем или иным государством для решения специфических проблем. Это могут быть: 1) меры экономического стимулирования рождаемости - семейные пособия, разного рода поощрительные выплаты, льготы молодым семьям и т. д.; 2) административно-правовые меры - изменения возраста при регистрации браков, запрет прерывания беременности, расширение прав матери и детей при распаде семьи и др.; 3) совершенствование пропаганды - переход рождаемости от стихийной к сознательной, почетность и важность материнства и отцовства и др. В странах какого типа реализация этой политики отличается наименьшей эффективностью и почему?
59. При определении типа города учитываются следующие признаки: 1) генезис (происхождение); 2) функции ("профессия"); 3) место в системе расселения; 4) дополните_______________________________ 2.Ложная урбанизация, это: 1) неточная статистика, искажающая истинные процессы в расселении жителей в развивающихся странах; 2) концентрация высококвалифицированных кадров в сельской местности; 3) "деревенизации" города, привнося в него нормы поведения и системы ценностей, свойственные сельской местности; 4) процесс, выражающийся в деконцентрации населения и расселении его вне городов; противоположен процессу урбанизации; 5) подчеркните верный вариант, а если таковой отсутствует, приведите его_______________________________________
60. Какие виды топлива будут главными (согласно "Новой энергетической программе") через двадцать пять-тридцать лет в структуре спроса на первичную энергию: уголь, атомная энергия, природный газ, нефть, нетрадиционные источники энергии (подчеркните первые три, которые предположительно будут иметь наибольшую долю). Что произойдет (предположительно) за пределами I-ой половины XX века, доля каких энергоресурсов резко вырастет: природного газа, атомной энергии, нефти, угля, нетрадиционных источников энергии? (подчеркните правильный ответ).
61. Как сделать прогноз неизвестного или частично неизвестного в географическом исследовании научным, настолько достоверным, чтобы на совокупность прогнозов могли опираться управление, принятие важных государственных и международных решений, создание проектов огромной важности…? Для этого (писал Ю.Г. Саушкин) надо следовать ряду общих принципов прогнозирования, разработанных наукой. Главные из них:

1) исторический (генетический) подход к прогнозируемому объекту;

2) рассмотрение явления в процессе его развития;

3) принцип сравнений, аналогий, сопоставлений;

4) __принцип инерционности, т. е. устойчивости направления, темпов и основных структур исторического процесса;

5) принцип ассоциативности, т.е. прогнозирования данного объекта в его взаимодействии с другими;

6) принцип неопределенности (многовариантности) прогноза;

7) принцип непрерывности прогнозирования (добавьте пропущенное).


Рекомендуемая литература
Основная

  1. Бобков А.А., Селиверстов Ю.П. Землеведение. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проспект, 2006. 537 с.

  2. Введение в географию. Семинарские и практические занятия. 2-е изд. Под ред. К.Н. Дьяконова и Г.И. Гладкевич. Изд-во Моск. ун-та, 2004. 163 с.

  3. Голубчик М.М., Евдокимов. География. Учебник для экологов и природопользовате-лей. М.: Аспект Пресс, 2003. 304 с.

  4. Мильков Ф.Н. Общее землеведение. Учебник для вузов М.: Высшая школа, 1990.

  5. Дьяконов К.Н., Гладкевич Г.И. (отв. ред. и авт. разделов). Практические и семинарские занятия по курсу «Введение в географию». Учебное пособие. М. «Изд-во Моск. ун-та», 2003

  6. Шарыгин М.Д., Столбов В.А. Введение в экономическую и социальную географию. М, «Дрофа», 2007

  7. Голубчик М.М., Файбусович Э.Л. Хрестоматия по курсу «Введение в экономическую и социальную географию». Саранск, 2003. 244 с.

  8. Медоуз Д., Медоуз Д. и др. За пределами роста. М., 1994. 300 с.


Дополнительная

  1. Географический атлас для учителей средней школы. М., 1982.

  2. География. Большая Российская энциклопедия. Т. 6. М.: Изд-во Большая Российская энциклопедия. 2006. С. 584-590.

  3. Географы. Отв. ред. В.А. Есаков М.: АГАР, 1996. 575 с.

  4. Дьяконов К.Н., Касимов Н.С., Тикунов В.С. Современные методы географических исследований. М.: Просвещение, 1996. 207 с.

  5. Савцова Т.М. Общее землеведение. Учебное пособие. М.: Академия, 2007. 416 с.

  6. Саушкин Ю.Г. Избранные труды. Смоленск, 2001. 415 с.

Программа составлена в соответствии с Перечнем направлений подготовки и аттестационных испытаний в МГУ имени М.В.Ломоносова в 2013 году.

Программа утверждена
на заседании Ученого совета Казахстанского филиала МГУ имени М.В.Ломоносова
5 декабря 2012 года



Назад в раздел