Казахстанский филиал Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Новости

08.02.2013

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ


8 февраля 2013 года в Казахстанском филиале МГУ имени М.В.Ломоносова состоялся международный научно-методический семинар «СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ».

Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своем Послании Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» отметил: «Ответственная языковая политика является одним из главных консолидирующих факторов казахской нации. Казахский язык – это наш духовный стержень… Всем очевидно, что владение русским языком - это историческое преимущество нашей нации… Мы должны сделать рывок в изучении английского языка… Трехъязычие должно поощряться на государственном уровне».

Реализацией этой задачи, поставленной Главой государства и была посвящена вся работа международного семинара, который был организован филологическим факультетом МГУ имени М.В.Ломоносова и кафедрой филологии Казахстанского филиала.

Семинар проводился при методическом участии Лингвистической Ассоциации преподавателей английского языка при МГУ имени М.В. Ломоносова (LATEUM), Комитета по языкам Министерства культуры и информации Республики Казахстан, Управления по развитию языков г. Астаны, Британского Совета в РК и др. Казахстанский филиал МГУ как организатор семинара получил в дар современную учебно-методическую литературу, русско-казахские и английско-казахские словари, разговорники, самоучитель казахского языка методом «25 кадра»; словари по казахскому языку, мультимедийные диски с упражнениями, тестами, заданиями, аудиоисториями; флэш-карты для участников семинара и студентов Филиала.

Направление «Филология» в Казахстанском филиале МГУ связано с получением углубленного знания трех языков – русского, казахского, английского, освоением компетенций в области межкультурного общения. В настоящее время актуализируется методическая оснащенность изучения языков, обсуждаемыми являются вопросы повышения качества языковой подготовки. В рамках семинара «Современный учитель в современном мире» проходило обсуждение научно-практических проблем методики преподавания казахского, русского и английского языков для русско- и казахоязычной аудитории, вопросов о непрерывном профессиональном развитии учителей-языковедов, актуальных проблем современного языкознания в полиэтническом пространстве Казахстана в педагогическом, филологическом, этническом и социокультурном аспектах.

Участников семинара приветствовали доктор экономических наук, заслуженный профессор Московского университета, директор Казахстанского Филиала имени М.В.Ломоносова Александр Владимирович Сидорович, заместитель председателя комитета по языкам Министерства культуры и информации Республики Казахстан Анастасия Геннадьевна Щегорцова, методист Управления образования г.Астаны Наила Аиповна Куканова.

В своем приветственном слове А.В. Сидорович подчеркнул, что в процессе подготовки к семинару был выработан особый подход, обусловленный ролью Филиала МГУ в образовательном пространстве Казахстана. Моральный долг Московского университета – быть интегратором и поддерживать начинания, которые являются новаторскими и прогрессивными. В МГУ разработан целый комплекс целостного подхода к языковой проблематике, филологический факультет реализует современную методику преподавания языков.

Емкая формула Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева о том, что «казахский язык – государственный язык, русский язык – язык межнационального общения и английский язык – язык успешной интеграции в глобальную экономику», является идеальным примером для многих государств. Директор Филиала подчеркнул, что на евразийском пространстве эта формула особенно востребована, поскольку знание казахского языка демонстрирует уважение к государству, знание русского языка укрепляет дружбу народов и служит укреплению евразийского пространства, а владение английском языком помогает адаптироваться в современном глобализирующемся мире. «Язык – главная валюта мира, любая нация намного богаче, если ее граждане владеют несколькими языками».

Заместитель председателя комитета по языкам Министерства культуры и информации РК А.Г. Щегорцова в своем приветствии подчеркнула, что практическая ценность семинара неоценима, ведь его содержание соответствует современным тенденциям в области языковой политики.

Представитель Московского университета, методист Лингвистической ассоциации преподавателей английского языка при МГУ, доцент А.В. Рудакова поблагодарила организаторов встречи и отметила, что подобные совместные семинары способствуют росту авторитета Московского университета и его Филиала как в Казахстане, так в мировом образовательном пространстве!

Ключевым на пленарном заседании был доклад доктора филологических наук, профессора Н.Ж. Шаймерденовой, в котором осмыслены тенденции и перспективы развития языков в Казахстане. Следуя концепции Национального культурного проекта «Триединство языков», предложенного по инициативе Главы государства Н.А.Назарбаева, начата реализация триединства языков в Казахстане, что особенно ярко представлено в образовательной системе. Лектор подчеркнула, что образовательной системе Казахстана особое внимание уделяется английскому языку как мировому языку, активно используемому в настоящее время во всех сферах, особенно в речи молодежи.

Ученые отмечают, что современный мир развивается с невероятной быстротой, и жизнь требует от нас скорейшей адаптации к различным меняющимся ситуациям общения с людьми, странами и континентами, разными культурами. В Казахстане, где проживает 126 этносов, с момента перестройки наблюдаются интенсивные миграционные процессы, рост национального сознания, адаптация в условиях поликультурного общества, смена лингвистических парадигм. Поэтому подготовка молодежи в контексте поликультурного и полиязыкового общества становится важнейшей составляющей государства. При этом законодательное обеспечение равенства (независимо от этнического происхождения, вероисповедания и социального положения) возможностей для всех граждан Казахстана стало важнейшим условием интеграции и развития полиязычия.

Как один из ведущих филологов Казахстана, Н.Ж.Шаймерденова профессионально прокомментировала основные задачи и направления языковой политики государства, выдвинутые в Государственной программе развития и функционирования языков на 2011– 2020 гг.: государственный язык – главный фактор национального единства; популяризация широкого применения государственного языка; развитая языковая культура – потенциал интеллектуальной нации; развитие лингвистического капитала казахстанцев.

Выступление Дамиана Росса, консультанта Британского Совета посвящено проблемам непрерывного профессионального образования учителей английского языка.

В докладе кандидата филологических наук, доцента Казахстанского филиала МГУ Г.П. Байгариной обозначены составляющие языковой личности студента. Языковая личность – социальное явление, но в ней присутствует и индивидуальный аспект. Каждая языковая личность формируется на основе присвоения конкретным человеком языкового богатства, созданного предшественниками. Все дисциплины филологического цикла способствуют формированию языковой личности студента.

В докладе Дженнифер Ухлер, регионального директора программ английского языка в Центральной Азии представлены актуальные и обсуждаемые в современной методике проблемы – автономия учителя и ученика: ответственность за изучение и обучение.

Кайрат Куракбаев, координатор научно-исследовательских проектов ЦОП Назарбаев Университета посвятил свой доклад деятельностно- исследовательской организации обучения; в докладе кандидата филологических наук, Президента Ассоциации преподавателей вузов английского языка г.Астаны Х.Х. Нурсеитовой обозначены трудности использования инновационных подходов в преподавании языка. Аудитория вместе с докладчиком пыталась ответить на вопросы: каким должен быть современный учите6ль, чтобы быть способным решать основные проблемы при внедрении новых педагогических подходов; какими навыками должен обладать современный студент, чтобы быть готовым к вызовам ХХI века?

Все доклады Пленарного заседания, посвященные актуальной проблематике, связанной с развитием образования в России и Казахстане, с формированием современной языковой личности, вызвали оживленные дискуссии и интересные предложения участников, поскольку слушатели - преподаватели и учителя школ заинтересованы в усовершенствовании качества образования. Обмен мнениями на подобных встречах всегда порождает новые идеи для реализации инновационных методов и современных технологий в образовательном процессе. А в рамках формирования единого образовательного пространства между Казахстаном и Россией высока значимость такого свободного общения специалистов, творческого обмена результатами научных поисков, поскольку это, несомненно, служит разработке более эффективных путей как изучения, так и преподавания языков.

Продуктивные мастер-классы, представленные А.В. Рудаковой (МГУ), Н.Ж. Шаймерденовой и М.А.Абильтаевой (КФ МГУ, ЕНУ), Д.Россом (Британский Совет), Энес Куртей Чиг (университет имени С.Демиреля) еще раз продемонстрировали желание и возможности сообщества ученых и преподавателей в создании модели современного учителя. В мастер-классе доцента Московского университета А.В.Рудаковой были представлены пять презентаций, подготовленных преподавателями кафедры английского языкознания филологического факультета МГУ.

Семинар наглядно продемонстрировал, что применение новых информационных технологий и интерактивных методик в сфере образования и подготовки кадров имеет принципиальное значение для ускорения процесса интеграции казахстанской науки в мировое научно-техническое пространство, в международную образовательную систему. Сегодня современный учитель в современной школе – это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе все достижения ХХI века.

В семинаре участвовало более 100 человек из пяти стран (Казахстан, Россия, Англия, Америка, Турция), 12 городов Казахстана, 17 вузов. Координировала работу семинара зав.секцией английского языка, кандидат филологических наук, доцент А.Р. Сулькарнаева.

Предложения, выдвинутые в ходе обсуждения докладов и мастер-классов, были обсуждены и резюмированы в аспекте перспективного продолжения совместной работы кафедры филологии КФ МГУ, Ассоциации «Латеум» (МГУ), Ассоциации учителей и преподавателей английского языка г.Астаны и Британского Совета в РК. Планируется проведение ежегодного семинара по англистике, серии методических семинаров для учителей английского языка, издание методических пособий, подготовленных кафедрой английского языкознания Московского университета и кафедрой филологии Казахстанского филиала.

В торжественной обстановке участникам семинара были вручены сертификаты.

Текст Г.И. Власова

Фото: К.С. Пулиший (Фотогалерея)


Возврат к списку




© Казахстанский филиал Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Все права защищены.