Казахстанский филиал Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Общие сведения

01.09.2002

«Столичное образование»

 

№9-10
сентябрь-октябрь 2002 г.

Наталья Санцакова

МГУ – универсальный ключ вратам науки


Московский государственный университет... На постсоветском пространстве нет вуза более авторитетного, чем старейший университет России. Аббревиатура МГУ известна во всех странах, мира и стала своеобразной визитной карточкой и паролем для многих бывших студентов университета, живущих далеко за пределами России.


Получить образование в МГУ всегда считалось престижным, И даже знаменитый американский патриотизм, присущий гражданам. США, не мешает специалистам из этой страны, во множестве работающим сейчас в Казахстане, признавать, что уровень образования, полученного в МГУ, необычайно высок.


В 2005 году Московскому государственному университету исполнится 250 лет.


И прошел всего лишь год, как в Астане был открыт казахстанский филиал МГУ. Кстати, у Московского государственного университета в СНГ только два филиала — в Севастополе и в Астане. Желающие могут сравнить: у некоторых учебных заведений, называющих себя университетами и история которых едва насчитывает несколько лет отроду, десятки филиалов, раскиданных по городам и весям. Очень часто за количеством здесь пытаются скрыть совсем неважное качество предлагаемых студентам знаний.


Наша беседа с директором филиала, проректором Московского государственного университета по международному сотрудничеству, профессором Александром Владимировичем Сидоровичем и началась с вопроса именно о качестве образования.



- Александр Владимирович, не кажется ли Вам, что проблема выбора вуза абитуриентами часто стоит как бы отдельно от вопроса о качестве образования?


– Возможно. Мне думается, что новое поколение иногда просто не имеет достаточно четких ориентиров, иной раз абитуриенты находятся под таким мощным воздействием рекламы всяких псевдоуниверситетов, что просто не могут реально сопоставить то, что им предлагают, с настоящим качеством.


Самое плохое - то, что теряется грань между качеством образования и названием учебного заведения, Очень часто магическим символом становится не сам вуз, а то, что он находится за пределами Казахстана, в США или, допустим, в Англии. Именно это привлекает школьников и их не всегда компетентных родителей. Нет, к примеру, адекватного публичного сопоставления уровней московского университета и других западных университетов.


Это одна сторона, а другая... Не всем ясно, что такое настоящий университет в современных условиях на постсоветском пространстве. Это мощная структура образования, которая имеет свои школы, готовит людей по многим направлениям учит мыслить, дает фундаментальное образование. А что такое фундаментальное образование? Это не просто знание узкого предмета, а подготовка к познанию основных принципов, закономерностей, тенденций, дающая умение обобщать явления, прогнозировать их развитие. В таком смысле это - элитарная подготовка, требующая особых технологий, особых школ и навыков, взаимодействия разных специальностей, которые дает только классический университет.


Такая форма подготовки ориентирует на максимальный результат. Сила университета - в том, что он универсален по своей сути. Не только по набору специальностей, но и потому, что он дает универсальный ключ к врагам науки.


– Наверное, никого не надо убеждать в том, что МГУ - это один из ведущих университета мира, его вклад в развитие мировой культуры, науки, образования - огромен, его авторитет признан во многих странах. Процесс интеграции в мировое образовательное пространство для МГУ начался не сегодня и не вчера. Эти традиции продолжаются.


- Так получилось, что в МГУ на общих основаниях, за счет бюджета московского университета обучаются более тысячи студентов из стран СНГ, более 500 человек обучаются в филиалах университета в СНГ. Как мы уже отмечали, этих филиалов всего два в Севастополе и в Казахстане.


Создать филиал, наш филиал — это большое дело, У нас есть центры, своеобразные минифилиалы в Соединенных Штатах, в Китае - у них другой масштаб. В СНГ филиалы Московского университета имеют качественное отличие от филиалов всех других вузов. Почему у Московского университета, где работают 9 тысяч преподавателей, научных сотрудников, 20% академиков РАН, всего два филиала? Открыть больше филиалов... Такое мне представляется с большим трудом. Мы не можем себе этого позволить. В Казахстане, фактически, речь идет не просто о филиале, а об учебном заведении, И дело здесь не только в том, что обучение строится по учебным планам и программам университета, но и в том, что по уровню образования, по методикам и качеству преподаваний филиал является точным подобием Московского государственного университета.


Это только так кажется, что вот возьму книги, учебный план и стану Московским университетом. Не получится! Это требует определенного уровня кадров и определенного подхода, к самому процессу образования. И филиал полностью следует принципам Московского университета, где реализуется качество образования, реально осуществляется его доступность, образовательная справедливость, ведется поиск талантов и создаются условия для их роста.


- Скажите, а как возникла идея создания филиала МГУ в Казахстане, и не проще ли было бы выделить, допустим, какую-то квоту в МГУ в Москве, в целях подготовки специалистов для нашей страны!


- Идея принадлежит Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Во время визита в Астану Президента России Владимира Путина по этому вопросу состоялась беседа глав двух государств. Именно тогда было подписано соглашение о создании филиала МГУ.


Это мудрый шаг, и не только потому, что Нурсултан Абишевич выбрал один из лучших университетов. Это еще и позволит осуществлять подготовку национальных кадров прямо в Казахстане, ассимилируя и перерабатывая те принципы и подходы, которые присущи МГУ.


Как говорится, в добрый путь, Казахстанский филиал МГУ! И, желая удачи вузу, хочется поблагодарить ректора Московского университета, академика В.А. Садовничий уделяет большое внимание развитию филиала.


Мы слышали, что ребята из филиала будут некоторое время учиться в Москве.


Совершению верно. Такая форма организации обучения позволяет сгладить, что очень существенно для студентов, остроту процесса их адаптации в новом учебном заведении.

Представьте себе первокурсника, вчерашнего школьника, который приезжает в Москву и должен, в новых для него условиях, и учиться, и обустраивать свой быт, подчиняясь распорядку и требованиям МГУ. Все это - сложнейшие переживания. А когда он приезжает в Москву после двух лет учебы в филиале, то это совсем другое дело. Он уже адаптирован, он усвоил то, что позволяет ему безболезненно войти в студенческую среду университета. И он приезжает не один, а с друзьями-сокурсниками...

- В какой период обучения это будет происходить?


- Это будет зависеть от специальности. Математики - на третьем или пятом курсе. Астрономы уже там. Их было мало, из пятнадцати подавших заявления на отделение астрономии поступили трое. Нерентабельно было вести обучение здесь, поэтому мы отправили их в Москву. Все студенты не менее одного учебного года будут учиться в университете в Москве, и там же готовить и защищать дипломные работы. Все получат дипломы выпускников Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, а затем выберут свой путь. У них будет возможность обучаться в аспирантуре и магистратуре МГУ, кто захочет, конечно.

- Александр Владимирович, а каким образом здесь, в филиале, вы достигаете эффекта того, что ребята ощущают себя студентами именно МГУ?

- Мы строим учебный процесс так, чтобы достичь этих целей. Согласитесь, что дух «альма-матер» привносится именно учителем, который прошел эту школу, поэтому вопрос подбора кадров - самый главный. Во-первых, здесь, в филиале, занятия ведут преподаватели Московского университета по учебным и рабочим планам МГУ. Во-вторых, у нас работают те преподаватели, профессора, ученые, которые учились в Московском университете, закончили его, защищали там диссертации. После определенного отбора мы их привлекаем на работу в качестве совместителей.


Дорога не закрыта и выпускникам других вузов, но существует такое как бы преимущество. Задача сложная, потому что Астана - молодой город, здесь структура кадров еще формируется. Приходится решать эту задачу в реальных условиях.


Существует и третий путь. Мы наших выпускников из Казахстана привозим сюда. На мехмате сейчас преподают два талантливых парня-казахстанца, еще один, как говорится, - на подходе. Они, в то же время, продолжают традиции математической школы, которая давно сложилась в Казахстане, что дает нам возможность и с этой стороны дать соответствующую подготовку будущим специалистам.


Кстати, с ректором ЕНУ им. Гумилева - М.Ж. Жолдасбековым мы обсудили вопрос о том, чтобы с этого года создать систему повышения квалификации преподавателей на базе филиала, и, наверное, предложим схему, которая без дополнительных затрат для Казахстана, в рамках финансирования филиала, позволит эту работу проводить. Это мудрый шаг, с его помощью сразу достигается мультиэффект. Но это пока в планах.


Что же касается организации в филиале процесса обучения, то, в общем, картина выглядит следующим образом. На первом курсе механико-математического факультета половина преподавателей - совместители. Трех преподавателей мы привезли из Москвы. На факультете вычислительной математики и кибернетики основные курсы читают московские профессора. Это связано с особенностями учебного плана. На экономическом факультете, в соответствии с учебным планом, на первом курсе изучались общие дисциплины. Со второго курса будут, в основном, приезжать москвичи, так как мы не нашли здесь людей, которые будут читать основные экономические курсы.


Схема организации учебного процесса, может быть, несколько сложна. Но мы ее модернизируем. Предметы по экономическому циклу будут модернизироваться, сейчас мы ведем переговоры с некоторыми министерствами. К примеру, читая курс по национальной экономике, мы не можем ограничиваться только опытом России. Или взять хотя бы практический курс бухгалтерского учета. Казахстанский принцип бухгалтерского учета опережает российский примерно на год-полтора. В Астане мы готовим специалистов для Казахстана, а не для России или США, и не учитывать подобных отличий мы не можем.

Высокое качество может обеспечить только высокий уровень требований. Вступительные экзамены принимают преподаватели из Москвы по приказу ректора МГУ. Затем, в течение учебного года, преподаватели приезжают, читают циклы, экзаменуют. С утра до вечера они общаются со студентами. Студент может использовать любой момент, чтобы задать вопросы, выяснить непонятое. Можно сказать, что работа ведется «поштучно», индивидуально, каждого студента преподаватель знает в лицо. Атмосфера доброжелательности, тактичности, взаимоуважения, понимания способствует развитию отношений партнерства, сотрудничества. Других отношений у нас и быть не может.


Учиться у нас не просто. Приблизительно 10% всех поступивших на первый курс в течение года отсеялись. В принципе, это нормально. Первый курс - он является как бы пробным. Особенно это характерно для математиков.


В целом мы достаточно высоко оцениваем ребят, которые пришли к нам. Это, как правило, подготовленные ребята, закончившие специализированные школы.


- Подбор кадров, безусловно, один из главных моментов в становлении вуза. Но, наверное, есть и другие, не менее важные обстоятельства, которые влияют на организацию работы филиала?


- Разумеется, важно создать условия для продуктивной деятельности филиала. Мы осуществляем свою деятельность на базе Евразийского национального университета, то ость, используем его материальную базу. Вместе с тем, мы - структурное подразделение Московского государственного университета. Надо сказать, что мы достигли взаимопонимания во многом благодаря тому, что ректор Евразийского национального университета, Мырзатай Жолдасбекович Жолдасбеков, нас поддерживает. Поэтому мы и открыли филиал в течение одного года, хотя, казалось бы, это было практически невозможно.


Существенную и огромную помощь оказали и Министерство образования и науки, и Министерство финансов, и парламентарии. Сейчас мы фактически имеем финансирование, которое прописано в Законе о бюджете. Это дает нам возможность быть структурно, организационно признанными в Казахстане. Но, я думаю, это также является результатом того, что все увидели, насколько серьезно мы относимся к делу. Очевидно, что мы не ищем преимущества. Мы хотим создать МГУ в Казахстане.


- Так что, обучение является бесплатным?


- Все студенты обучаются бесплатно, Это важно, так как не все об этом знают. А на вакантные места идет перевод по конкурсу.


Мы имеем государственный заказ Республики Казахстан на подготовку кадров в казахстанском филиале МГУ, Казахстанская сторона присуждает поступившим студентам государственные образовательные гранты для обучения у нас. Это значительно дешевле, чем отправлять студентов для обучения в другие страны. К примеру, поедет кто-то в США, чтобы получить образование. Но что там получится, в какое учебное заведение он там попадет, еще не известно. Хорошо, если, допустим, в Стэнфорд, МГУ и Стэнфорд еще сопоставимы по ряду направлений, специальностей. А если нет? А МГУ - это авторитет уже признанной, испытанной образовательной системы. МГУ - это марка!


Мы пользуемся услугами Интернета, что позволяет осуществлять дистанционный метод обучения. Мы фактически создаем здесь, в филиале, библиотеку. Учебников нет ни в Астане, ни в Алматы. Мы везем их из Москвы, денег на книги не жалеем, хотя приходится преодолевать таможенные барьеры. Наши преподаватели и студенты пользуются читальным залом ЕНУ, а они - нашим фондом. Совместно с казахстанскими коллегами будем создавать учебники. Такая задача уже обозначена.


Думаю, что со временем мы откроем здесь аспирантуру. Но это - дело будущего. У нас много проектов.


- Еще один важный вопрос. Учат ли студенты филиала российского вуза казахский язык? И как обстоят дела с историей Казахстана?


- Казахский язык введен с первого курса. Все, независимо от специальностей, должны уметь писать и говорить на государственном языке Республики Казахстан. Ранее мы уже включили в учебные планы историю Казахстана, эта дисциплина изучается наравне с историей России.


- Что изменилось в 2002 году в структуре факультетов филиала?


- К трем стабильным факультетам - механико-математическому, экономическому, вычислительной математики и кибернетики - добавился факультет русской филологии. Сейчас научных сотрудников, специалистов высокого уровня в области русского языка в Казахстане осталось очень мало. Докторов наук, по существу, нет. Нужно готовить смену. Об этом говорил и ректор Евразийского национального университета Мырзатай Жолдасбекович Жолдасбеков. Казахстан - это многонациональное государство. Сам факт открытия этой специальности - важное событие. К сожалению, мы пока можем взять лишь 7-8 человек. Потом, после первого курса, планируем из других вузов добрать студентов, создать группу.


Дополнительную информацию об МГУ можно получить в сети Интернет по адресу: msu.ru. В этом году еще 100 ребят могут стать студентами казахстанского филиала МГУ.


В День открытых дверей, приветствуя школьников, ректор МГУ, академик РАН Виктор Антонович Садовничий пожелал им удачи, И я желаю удачи этим юношам и девушкам. Они сделали правильный выбор.



Возврат к списку


© Казахстанский филиал Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Все права защищены.