Казахстанский филиал Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Общие сведения

06.01.2012

06.01.2012

Беседовала Наталья КУРПЯКОВА


Пришла Коляда накануне Рождества


Наступают Святки, соединившие три календаря: народный (языческий) – праздник Коляды, христианский – Рождество Христово и Крещение, светский – наступление Нового года. По старому стилю Святки длятся с 25 декабря по 6 января, по новому – с 6 по 19-е января, начинаются они с Рождества и заканчиваются Крещением.

О традициях этого особенного календарного периода рассказывает заведующая кафедрой языковой подготовки Казахстанского филиала МГУ им. М. Ломоносова, доктор филологических наук, известный казахстанский фольклорист Галина ВЛАСОВА.

– На фольклорную практику студенты-первокурсники Целиноградского педагогического института впервые отправились в 1978 году. Ездят они и сегодня?

– Конечно. Более чем за тридцать лет на филологических факультетах Евразийского национального университета имени Л. Гумилева и КФ МГУ имени М. Ломоносова скопился огромный фольклорный архив, о студенческих экспедициях сняты фильмы, опубликованы сборники «Славянский фольклор Акмолинской области» и «Славянский фольклор Северного Казахстана». Нашими информантами были и совсем неграмотные старики, и люди, имеющие вузовский диплом. Первые собиратели фольклора давно уже стали учителями-словесниками, многие из них и сегодня с увлечением занимаются краеведческой работой.

Интерес к духовной культуре не исчезает даже в эпоху перемен, а для студентов-филологов он является необходимым источником воспитания творческой личности. Они многому учатся: поют народные песни, знают свадебные и календарные обряды, присловья и приметы, с удовольствием в конце декабря воспроизводят «святочные посиделки» на сцене, в студенческой аудитории. Но главное – общение, ребята учатся контактировать с самыми разными людьми. Знание обрядов и обычаев полезно и в бытовом поведении, а, кроме того, народное творчество формирует душу, дает мощный эстетический заряд.

– Что же, согласно славянской фольклорной традиции, входит в цикл новогодних праздников?

– Это Новый год, Рождество, Старый новый год, Меланки, Крещенье. В числе обрядов – славление Христа, хождение со звездой, посевание и колядование, щедрование и меланкование.

Особое место в славянской народной культуре занимали Святки, открывавшиеся Рождеством. Канун Рождества называют Сочельником. Церковный устав предписывает в этот день строгий пост с полным воздержанием от пищи «до первой звезды», символизирующей рождественскую звезду, которая возвестила волхвов о рождении Христа. В Сочельник делали вечору – богатый ужин, варили кутью (из пшеницы или риса и изюма), угощали крестных и родителей.

На Рождество не работали, готовили ритуальную пищу, ходили к соседям и родным с поздравлениями. Зайдя в дом, пели рождественский тропарь «Рождество твое, Христе Боже наш!». Приходили славить взрослые и дети, которые пели рацейки и славления, иногда рождествовали, то есть кричали под окнами поздравления, но чаще всего обряд проводился в доме.

Один из архаических ритуалов святочной обрядности – рождественские обходы со звездой. Во многих районах Акмолинской области было принято делать рождественскую звезду из цветной бумаги или из дерева, ее украшали цветами, а внутрь вставляли фонарь. Также в ночь перед Рождеством гадают, поют песни. Воспоминания об этом сохранились во многих селах Приишимья: в основном нам рассказывали о 20–30-х годах ХХ века, но кое-где христославление проводилось даже в послевоенные годы.

– Однако и сегодня, даже в Астане, по домам ходят ребята со словами «Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем!».

– Зимние праздники в нашем регионе всегда были наиболее популярными. Зимняя обрядность очень богатая, особенно украинская. Поэтому, например, общерусский термин «святки» в Приишимье не прижился. В то же время у нас распространены обряды, общие для русской и украинской культур – колядование, щедрование, ряжение, гадания…

А известная колядка имеет продолжение: «Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю! Родись, пшеница, выше божницы, родись, овес, выше берез, расти большой, не бывай пустой».

– Галина Ивановна, а как правильно колядовать?

– Колядование и посевание зерном в Казахстане, как и в России, распространились поздно, под влиянием переселенцев из европейской части России и Украины. Коляда – божество зимнего солнца, которому посвящали специальные песни – колядки, и пекли обрядовое печенье – «коровки», «козульки», которые давали приходившим колядовщикам. Они выступали в роли «духов предков», навещающих своих потомков и обещающих урожайный год, достаток, благополучие.

Колядование начинается на Рождество и продолжается до Старого нового года. Колядовщиков и славильщиков одаривали деньгами, булками, конфетами, подносили вино, приглашали за стол и угощали.

Информанты вспоминают, что по домам ходили ряженые, это любимое развлечение молодежи. Наиболее распространенным является переодевание в старую мужскую или женскую одежду. Рядились нечистой силой (чертом, ведьмой), цыганками, козой, медведем. В Балкашинском районе переодетые в Бабу-ягу, снеговика или черта ходили вместе с гармонистом, их угощали едой и самогоном, в Ерейментауском парни выворачивали полушубок мехом наружу, изображая козу, ходили по поселку, под окнами пели песни. Еще разыгрывали потешные сценки, катались на санках с горы, играли в снежки.

Кстати, языческий Дед Мороз (или Морозко) наряду с Колядой был зимним покровителем людей. Мороз – существо опасное, и его старались умилостивить. Тех, кому это удавалось, Мороз одаривал, а людей, не угодивших ему, наказывал. Отсюда современная традиция «задабривать» Дедушку Мороза стишками или песенкой, чтобы он дал подарок. Изначально, Дед Мороз представал в образе простого ряженого – в тулупе, с наклеенной бородой, и нынешнего презентабельного вида не имел. Но со временем превратился в белобородого красивого и могущественного волшебника.

Добавлю также, что в некоторых украинских селах Старый новый год принято называть Меланкой. В Украине 13–14 января особо отмечались дни Меланьи и Василья, тогда двое колядников наряжаются в короля Василька и королеву Меланку. Но в наших краях это достаточно редкий обряд.

– Завершает зимний праздничный цикл Крещение, и здесь мы видим другую систему обрядов…

– Крещенские праздники сопровождаются обрядами очистительно-предохранительными: окрещивание, водосвятие и сбор крещенской воды. Красочное описание Крещения дала старейшая жительница Зеренды, 90-летняя А. Баранова: «Вырубляли круглую такую Иордань, и тама кресты выделывали художники, красили красиво. Священник служил молебен, святил воду. И пускали голубей. Вода как пойдет фонтаном, и тут сразу с ружей стреляют три раза! А мы голубей пускаем. Красиво было! Святую воду приносили домой и окропляли все углы, окна, двери, скотину и людей, чтоб не болели. Воду хранили весь год».

Считается, что крещенская вода обладает целительной силой. В Павлодарской области был обряд «молчальной воды». Надо было пойти на Крещение молча, молча набрать воды из Иордани, молча вернуться домой – и если выдержишь этот ритуал, набранная тобой вода будет особенно целебной.

– И все-таки самым бытующим зимним обрядом остаются гадания. Расскажите, пожалуйста, о них.

– Гадать можно начиная с Рождества и до Крещения. Две эти недели – особые, опасные. По преданию, в Рождество Бог, радуясь рождению сына, открыл небесные врата и выпустил на землю нечистую силу, которая стала гулять, проказить, смущать праведный люд. По этой причине проще всего выйти на контакт с нечистой силой именно в святочные недели. Тот, кто гадает, должен осознавать опасность этого шага. Наиболее опасной, но вещной считается ворожба под Рождество, в Сочельник. Второе опасное, но верное гадание – с 31 декабря на 1 января, на Васильев вечер. И третье гадание – крещенское, в ночь на 19 января.

Одно из самых традиционных (и страшных) гаданий – на зеркалах. Надо в зеркалах, направленных друг на друга, высмотреть суженого. При этом девушке надо снять с себя крестик, распустить волосы, гадание должно происходить без посторонних. То есть гадающая полностью отдает себя во власть нечистой силы… Необходимо помнить, что если в «зеркальном коридоре» появится образ суженого, то это на самом деле будет черт. Как только увидишь его, надо сказать «Чур меня!» Если этого не сделаешь, то нечистый может выйти из зеркала, со всеми вытекающими из этого последствиями. Народные рассказы о гаданиях очень часто заканчиваются трагически.

Другое опасное гадание, когда девушка накрывает в бане стол на два прибора и говорит: «Суженый-ряженый, приходи ко мне ужинать». Суженый приходит, садится рядом. Это, конечно, тоже черт, поэтому надо быстро взять у него какую-нибудь вещичку и зачураться. Драматических исходов хватает и здесь.

Остальные гадания, как правило, коллективные и даже веселые. Например, бросание валенка или сапожка через забор, чтобы узнать, где живет будущий жених, наблюдение за поведением домашних животных и птиц, говорящим о его характере, социальном статусе, внешности (работящий, драчун, пьяница, портной) или времени свадьбы. Можно слушать различные звуки (лай собак, топот, звон), окликать прохожих и спрашивать судьбу или имя жениха, распространенными остаются гадания по вещим снам.

– А есть какое-нибудь совсем простое гадание, которое девушка может провести в городской квартире?

– Надо взять четыре стакана, в один положить монеты, в другой – соль, в третий – хлеб, в четвертый – кольцо. Потом закрываешь глаза, передвигаешь стаканы по столу, пока не перестанешь понимать, в каком что находится. Выбираешь наугад один. Если попался хлеб, то это к достатку в доме, монеты – к деньгам, соль – к слезам, а кольцо, сами понимаете, к свадьбе.

– Галина Ивановна, на Святки каждый день чуть-чуть волшебный, а что бы вы пожелали нашим читателям?

– Здоровья, счастья, удачи, любви. Даже проживая вдали от своей исторической родины, восточные славяне до сих пор понимают смысл календарных обрядов и ритуалов. Да и представители других национальностей с удовольствием ходят посевать и колядовать. Так что не удивляйтесь, если в эти дни вы встретите Меланку или других ряженых. Поднесите им угощения – и год будет щедрым и добрым!


Возврат к списку


© Казахстанский филиал Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Все права защищены.